Искусство войны и ...милосердие?

Переписка с читателем Андреем С.
Андрей С. 12 09 2025 г.:
Спасибо Вам, Сергей, за Ваше творчество! Еще не успел прочесть всю книгу, только начал изучать Ваш сайт, и мне во многом близка Ваша "оптика" в силу множества причин. Мы с Вами земляки, я родом из Луганска, а по маме мои корни вообще из Горловки, и у меня тоже сердце болит по поводу всей этой грустной истории — с 2014 года. Я тоже решил поделиться с Вами своим творчеством, и эта песня родилась, будто кто-то свыше надиктовал:
https://www.youtube.com.... … и далее мой собеседник указывает адрес Ю-Туба, который он не хотел бы обнародовать в данном блоге, как и просил меня не называть его имени — и ниже вы поймете почему. Песня, разумеется, тоже антивоенная, довольно грустная, лирическая, откровенная и искренняя.
Так вышло, что в 2022 я уехал в Киев из Луганска, где жил и где осталась и сейчас находится моя дочь. Выезжал налегке, думал, еду на неделю-две, а оказалось навсегда. Мой отъезд состоялся за пару дней до «полномасштабного», то есть в моем случае произошло едва ли не буквальное: «…увидел Париж и остался в живых». И застрял я тут в Киеве, и торчу вот до сих пор. Так что про ТЦК и прочее, к сожалению, знаю не понаслышке, сижу дома вот уже года полтора, выхожу украдкой и оглядываюсь по сторонам.
(Вспомнилась одна история – был когда-то давно на экскурсии в центре Киева, и у здания на Владимирской, где нынче СБУ, экскурсовод рассказала, что ранее тут был КГБ, а еще ранее был НКВД, еще ранее было немецкое Гестапо, и еще раньше была Царская охранка. Так что да, Вы абсолютно правы, оно, хоть и уходит вглубь веков, но всё равно возвращается и повторяется).
Когда читал Ваш роман, меня коробили местами Ваши ссылки на росвоенкоров, но то – такое. Да и с 2014-го, а тем более с 2022-го, ситуация поменялась и во многом как раз прояснилась, а некоторая официальная и «офiцiйна» инфа оказалась откровенной брехнёй, поскольку эта война еще и война информационная.
Простите за такое длинное и сумбурное сообщение.
Просто в эти темные времена особенно приятно встретить светлого человека.
Спасибо, что Вы есть!
Хочется верить в мир, во всем мире! …но чем дальше, тем более с трудом получается верить…
Сергей Жебаленко. 23 10 2025 г.:
Спасибо и Вам, Андрей!
Спасибо за то, что стали моим читателем и за Ваше творчество — тоже.
Но кое в чем я с Вами не согласен.
Помните ли Вы (если читали), ключевой момент романа Хемингуэя «Прощай оружие»? Там есть эпизод, когда вооруженный спецконтингент вылавливает из колонны отступающих итальянских войск офицеров и вообще командиров, отводит их к реке и там расстреливает. Сцена, где расстреливают офицеров за «отступление», происходит после битвы при Капоретто, и главный герой романа, Фредерик Генри, едва избегает этого расстрела.
Офицеров «к стенке», а остальных — куда?
Правильно — обратно в окопы!
А чем занимаются нынешние «добровольцы» и штатники из ТЦК?
Тем же самым!
То есть, загранотряды были придуманы даже не в Отечественную или Гражданскую, и даже не римлянами-египтянами-ассирийцами-вавилонянами, а гораздо раньше. Они были всегда.
Как и сами войны.
Примечание: В предисловии к одному из изданий романа в 1948 году Хемингуэй пишет: «Я пришел к сознательному убеждению, что те, кто сражается на войне, самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем более замечательных людей там встречаешь; зато те, кто затевает, разжигает и ведет войну, – свиньи, думающие только об экономической конкуренции и о том, что на этом можно нажиться. Я считаю, что всех, кто наживается на войне и кто способствует её разжиганию, следует расстрелять в первый же день военных действий…».
Повторюсь: эти слова Эрнест Хемингуэй (прошедший три войны) написал почти 80 лет назад.
И Шолохов, и Толстой, и еще сотни-сотни, если не тысячи, таких, как мы с Вами, Андрей, ратуем за мир во всем мире, за войну против войны… а воз и нынче — где?
Всё там же.
Однако, есть одно «но»…
Андрей С. 24 11 2025 г.:
Очень много думаю обо всем этом все эти 11 лет, и особенно последние три с половиной года! Я значительно моложе Вас, мне 42, но в юности увлеченно читал и Хемингуэя, и Ремарка, и тогда все воспринималось иначе. Как что-то давно минувшее и которое никогда не повторится. А вот, на тебе, повторяется. И тот же «Тихий Дон» часто вспоминается в свете похожести событий столетней давности, поскольку, наверное, известно каждому из наших земляков множество историй про то, как близкие друг другу люди оказались по разные стороны этой безумной кровавой бани.
…а сам я — как когда-то Максимилиан Волошин — чужой и тем и другим, застрявший между мирами:
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. Волошин
21 ноября 1919 г.,
Коктебель, Крым
Сергей Жебаленко. 23 10 2025 г.:
Да, Андрей, я Вас понимаю, но повторюсь: позвольте не согласиться с Вами по поводу того, что «…хочется верить в мир во всем мире! …но чем дальше, тем более с трудом получается».
Это Вы о недоверии к антивоенной литературе? Не работает? Не влияет на умы?
Тут я с Вами категорически не согласен!
Да, с одной стороны, можно вспомнить те же: и «Войну и мир» Л. Толстого, и «Прощай оружие» Э. Хемингуэя, и «Тихий Дон» М. Шолохова, и «Маленькую барабанщицу» Джона ле Карре, и еще тысячи других произведений не только в прозе, но и во всех иных видах искусства, в которых осуждается война… а они, мол, воюют и продолжают воевать!
Однако, с другой стороны, давайте попробуем оглянуться даже не на тысячи, а хотя бы на несколько сотен лет назад.
Буквально еще совсем недавно (по историческим меркам) человечество было настолько кровожадным, что преступников (да и не только преступников, а вообще всех «не наших»), казнили по-разному, и к тому же еще — привселюдно!
На площади!
Сажали на кол, сжигали на кострах, убивали путем отсечения головы (причём поначалу даже не сильно наточенным топором и только значительно позже с использованием более «гуманного» инструмента — гильотины), осуществляли казнь через повешение, через расстрел. Но обязательно с привлечением жителей-зрителей, и вовсе необязательно с карательной целью, «чтоб неповадно было». В те далекие и темные времена жители и сами приходили на городскую площадь, чтобы посмотреть — а как же это выглядит со стороны, когда человека сажают на кол, колесуют, четвертуют или сжигают на костре?
Теперь о видах оружия, в смысле боевого инструментария, коим убивали винных и неповинных. На заре веков забивали до смерти камнями и палками. Потом появились луки-стрелы-копья и сабли с мечами-топорами. Далее появился порох со стрелковым оружием, от которого порой и крови-то не было видно (в сравнении с ранениями от сабель и мечей).
Если раньше воевали топорами и саблями, потом пулями и пушками, то нынче воюют мозгами и информацией. Иные территории и ресурсы отбирают у противника за столом переговоров. Не скажу, что крови при этом стало меньше, но самосознание человечества потихоньку-помаленьку все-таки приходит к тому, что война — это плохо!
Да и преступников сегодня казнят почти «втихомолку».
Я, естественно, далек от той мысли, что войны на Земле закончатся при нашей с Вами жизни, но более чем уверен в том, что антивоенная литература — работает!
И, в конце концов, когда-то сработает на все 100 процентов.
Как-то так…
Сергей Жебаленко
P.S. По ходу нашей с Вами переписки сам собой и родился рассказ, словно кто-то свыше надиктовал.
Искусство войны и милосердие
Рассказ-размышление
Разговаривают два современника — пессимист и оптимист.
Пессимист:
— Да, я знаю, что и Курт Воннегут, и Эрих Мария Ремарк, и Хемингуэй, и Шолохов с великим Львом Толстым – и еще много других выдающихся умов человечества боролись против равнодушия и против войны. Но солдаты, тем не менее, и ныне находятся на фронтах Европы, Ближнего Востока, Украины, Азии и тдтп... Так что человечеству, да и вообще мировой истории, эта ваша пацифичность до одного места – до лампочки. Воевали, воюют и будут воевать.
Оптимист:
— По-вашему выходит, что за мир во всем мире бороться бесполезно?
— Да, именно это я и хочу сказать. Бесполезно!
— И всякие усилия стоит прекратить?
— Да, всякие усилия стоит прекратить, потому что толку от этих ваших усилий никакого.
— Как это никакого? Если бы не усилия пацифистов, то американцы, может быть, и до сих пор воевали бы во Вьетнаме, в том же Афганистане.
— Ну, про Вьетнам не скажу, да тут еще и посмотреть нужно: усилиями ли пацифистов эта война закончилась. Но из Афгана, и это я знаю точно, американцы ушли чисто из экономических соображений.
— О?
— Да! К слову, и Дональд Трамп призвал помириться Россию с Украиной не из любви к миру, а он на этом (на борьбе за мир) ЗАРАБАТЫВАЛ, и немало заработал. Только за первые месяцы своего правления семья Трампа обогатилась на 300 миллионов долларов, и это только то, что выплыло на поверхность. Своего предшественника Байдена (да и вообще демократов) он просто отпихнул от кормушки. Впрочем, аналогичная ситуация была и в случае с Вьетнамом, почитайте Киссинджера. А американскому народу, да и всему миру, это было преподнесено как победа миролюбивых сил. А на самом-то деле во главе всех углов и поверх всех этих вершин находятся деньги. Бабло!
— То есть, и пацифистскую литературу следует отменить?
— Ну, зачем же отменять? Ничего не надо ни отменять, ни запрещать. Пишите себе на здоровье. Вот только кто эту литературу читает? Вы сами, пацифисты же, и читаете друг друга. Тот же, например, американский актер Дензел Вашингтон в своей серии «Великий уравнитель» (на сегодняшний день вышел уже третий фильм, кажется) также борется со злом. Но кто смотрит эти фильмы? Опять же пацифисты и прочие вежливые корректные добрые и соболезнующие люди типа Матери Терезы, изгоев, кшатриев, «неприкасаемых» и прочих угнетенных и угнетаемых. А вот цари (или будущие цари), вожди, охотники и воины — они читают другую литературу: например, «Искусство войны» или того же Макиавелли. Да и к слову-то: индусские веды, шумерские клинописи, легенды и мифы Древней Греции – все они рассказывают, что не только люди, но и боги между собой воевали — за троны, за земли, за ресурсы.
…но в первую очередь — за престол, за кресло, — за власть!
И это, похоже, не искоренить никогда.
— Никогда?
— Никогда!
— Ой ли…
Декабрь 2025 г
Всегда на связи
Готов выслушать каждого, прочесть любой комментарий и критику, а поскольку к похвале и хейту я равнодушен абсолютно, поэтому давайте исключительно по существу.

